суббота, 22 декабря 2012 г.

«НИЧЕГО СТРАШНОГО, ЧТО Я – ПРАВОСЛАВНЫЙ»

Сегодня – возможно, к счастью, а возможно, нет – так остро, по крайней мере, у нас, не стоит вопрос об открытом исповедническом подвиге ради Христа, в защиту православия. Исключением могут служить только единичные или крайне редкие случаи, чаще всего скрываемые от посторонних глаз. Почему мы говорим – возможно, что к несчастию? Потому что атмосфера внешней либеральности, формальной дозволенности вероисповедания порой сильно ослабляет бдительность, усыпляет внимание верующего. Когда ситуация кажется сравнительно благоприятной и нет особого повода для беспокойств. Кончено, нужно только благодарить Господа за такую обстановку и молитвенно просить о ее продлении. Но стоит и задуматься: как часто время, отведенное нам для укрепления в вере, мы используем вовсе не для этого. В Евангелии сказано: «Бодрствуйте!» Это относится ко всем временам, «…по­тому что не знаете, в который час Го­с­по­дь ваш при­идет» (Матф.24,42).  Это субъективное мнение, но мне почему-то кажется, что если бы сегодня встал вопрос о примере честного исповедания, то ответ на него звучал бы примерно так, как озаглавлена эта статья – робко, извинительно, как бы оправдываясь. Тот аргумент, что сегодня «нет повода», весьма неубедителен. Повод есть всегда, просто мы не всегда его замечаем. Жизнь не только монаха, но и любого мирянина, если присмотреться, полностью состоит из ежеминутных минииспытаний, в которых мы, к сожалению, чаще всего проигрываем, считая это чем-то незначительным, малым. Но так уж сложилось, что быть «верным в малом» зачастую оказывается едва ли не труднее великих и более заметных подвигов и побед. И первое, с чего все начинается, – это открытое и безбоязненное название себя человеком верующим, православным. В Евангелии об этом прямо сказано: «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими» (Лк.12,8). Но на практике осуществить такое не очень-то сложное и, заметим, самое малое и обязательное требование-испытание оказывается почему-то нелегко. Как правило, на пути к этому всегда возникает множество преград, чаще всего имеющих чисто психологическое основание.
То, с чем неизбежно сталкивается любой православный человек на любом этапе своей духовной жизни – неадекватное восприятие со стороны окружающих его невоцерковленных людей. И хотя большинство из такого рода наших ближних вряд ли сами себя признают неверующими или открыто воинствующими атеистами, но не настолько, чтобы «еще и в церковь ходить». Если вы попытаетесь наивно донести людям какие-то важные моменты своего мировоззрения, не ждите, что вас поймут. Наоборот, всегда следует быть готовым к тому, что стоит вам только намекнуть, что вы принадлежите к Телу Христову-Церкви, на вас, в лучшем случае, сочувственно посмотрят и спросят: «А что случилось?» То есть что именно такое ужасное и непоправимое должно было произойти в вашей жизни, чтобы  - «аж так»?… И хотя я действительно знаю только одного человека, который пришел в церковь из чувства благодарности, чтобы просто сказать «сбасибо» Господу не за какое-то отдельное благодеяние, а за все сразу, но и представлять себе, что в Церкви собираются только несостоявшиеся и ущербные в обычной жизни люди, является трагичным непониманием сути православия и попросту ложью. Так уж сложилось, что для людей неверующих люди церковные всегда будут иметь оттенок траура, будут всегда восприниматься как «люди в черном». Хотя если посмотреть на это с более отдаленной и «высокой» перспективы, ведь даже то, что человек чаще всего не от радости приходит в Церковь, тоже имеет свою логику и закономерность. Потому что только здесь он находит единственную настоящую и неподдельную Радость – ту, выше которой нет на земле, только на Небе. Но для этого нужно вначале понять, опытно прочувствовать на себе тленность нашего, мирского, счастья. Или же осознать его бессмысленность и неполноценность. По-другому просто не получается.
В любом случае, не стоит удивляться тому, что на вас, с вашим «нездоровыми» религиозными «заскоками», тоже будут смотреть как на больного человека. И хотя мы знаем, что человечество действительно в корне нездорово (оно заражено грехом), но то, что вы об этом уже знаете, говорит хотя бы о том, что с головой у вас, по крайней мере, все в порядке. Однако напрасным, тщетным трудом будет пытаться убедить в этом окружающих. В этом и никакой необходимости на самом деле нет. Как известно, самые неубедительные люди – это те, которые пытаются кого-то в чем-то убедить. Наиболее же достоверным аргументом веры, напротив, всегда является естественность. Если нам на личном примере удастся доказать, что человеку быть верующим более естественно, чем быть неверующим, то думаю, что можно будет считать себя уже наполовину проповедниками.
Другая популярная проблема, с которой мы неизбежно сталкиваемся, - это привлекательность компромиссного пути, который зачастую оказывается слишком широким. Речь идет, конечно, только о тех случаях, когда определенные уступки обществу, общепринятому мнению являются невозможными, отрицают саму веру, несовместимы с ней. Тогда перед человеком остро встает многое определяющий выбор: душу свою погубить или свой имидж спасти. Главным обличителем в подобных ситуациях выступает не столько даже внешний закон, сколько совесть.  Впрочем, так бывает только в тех случаях, когда наше вероисповедание не только по букве, когда всеприсутствие Божие человек ощущает так же явно, как свое дыхание. В таком случае и согрешить в чем-то малейшем человек не сможет даже не столько из страха наказания, не потому что Господь потом взыщет, а потому что уже сейчас – стыдно. Вполне понятно, что совместить такое восприятие мира с условиями жизни, определяемыми действием неписаных законов современного общества, оказывается очень тяжело, если не сказать – невозможно. С этой - и не только с этой - точки зрения человек по-настоящему верующий просто обречен на то, чтобы быть «не как все». Что же делать в этом случае? На мой взгляд, прежде всего – не бояться. И не отчаиваться. Важно помнить, что всех преданно верующих и искренне стремящихся к честному исповеданию своей веры поддерживает Сам Господь.
«Верующий должен быть светильником для мира и солью,» - говорил святой Иоанн Златоуст. Свой идеал и свою веру мы должны не только всегда, безотносительно к месту и времени, проповедовать, но и стремиться воплощать, не только доказывать, но и показывать. Препятствий к этому, нам почему-то кажется, невероятно много, хотя на самом деле оно одно – мы сами. Все остальное является внушаемыми, необоснованными страхами. И если их не преодолеть сейчас, решительно и бесповоротно, то тем сложнее будет нам справиться с настоящими угрозами и испытаниями, которые могут наступить. Вера познается по плодам, и один из таких плодов – бесстрашие. Ничего не может быть хуже неуверенной, бесхребетной веры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий