пятница, 28 декабря 2012 г.

«Христианство – не учение, а жизнь» (свт. Феофан Затворник)


  1. Что такое Святая Церковь?  Это – общество верующих, соединённых между собою единством исповедания богооткровенных истин, единством освящения богоучрежденными Таинствами и единством управления и руководства богодарованным пастырством.
  2. …Храм есть тень неба…
  3. Вошедши в храм, чувствуй себя так, как если бы ты был в Сионской горнице, где Господь причащал св.Апостолов, и внимай более, чем когда, поемому и читаемому, направляя все к тому помышлению, что это для тебя Сам Господь готовит спасительную вечерю.
  4. …Всякая служба есть одно целое, - и только в целом своем совершенную доставляет пользу. Как пища тогда только и вкусна, когда она имеет все приправы, так и служба тогда только удовлетворяет вполне духовный вкус, когда прослушается вся сполна. Следовательно, кто пропускает начало ее или не достаивает ее до конца, тот и трудится, и сам же себя лишает плода трудов, или одною рукою создает, а другою – разоряет.
  5. С Господом тот, кто с Церковью.
  6. Как пред царем в струнку стоят великие вельможи, так пусть и душа будет пред Богом. Что неприличное положение пред лицом царя, то неисправные мысли души пред Богом, а забвение о Боге, хоть на минуту, - то же, что стать спиною к царю.
  7. Мир – чужая нам страна; дом наш на небе, преддверие же того дома – храм земной.
  8. …Если хочешь Господу себя посвятить, то незачем тебе водиться с миром, в котором нет духа Христова.
  9. Что с миром нельзя помирить Евангелия, это знал Господь, давая заповеди; но нигде не сказал, что можно было делать уступки миру. Уступки – измена Господу.
  10. Один Бог да душа – вот монах.
  11. Большинство людей подобны древесной стружке, свернутой кольцом вокруг собственной пустоты.
  12. Подвижничество есть непрестанная победность.
  13. Христианство – не учение, а жизнь. И самое учение его входит в жизнь, как определенный образ, воззрение на всё сущее и бывающее.
  14. Кто хочет вести брань с собою, тот должен разделить себя на себя и на врага, кроющегося в нем.
  15. Скорби – огонь, слёзы –вода. Это – крещение водою и огнем.
  16. Малый волос смущает око и малое попечение губит безмолвие.
  17. Неведущим Бога многое может быть извинительно, а познавшим Бога и не держащим чувств сердца своего в должном порядке не на чем основывать свое извинение.
  18. Люби Бога и ближнего – вот и всё! Какой краткий катехизис! Какое несложное законоположение! Только два слова: люби Бога, люби ближнего; даже меньше, - одно слово: люби, потому что кто истинно любит Бога, тот в Боге уже любит и ближнего, и кто истинно любит ближнего, тот любит уже Бога.
  19. …Любовь. Это форменная одежда христиан, по которой их отличать должно от нехристиан. Не надень генерал своей форменной одежды, никто и не подумает, что он генерал. Так и в нас, - не имей кто любви, никто, умеющий различать, не признает его христианином: ни Бог, ни Ангелы, ни святые. Люди хотя и будут звать его так, но в этом не будет истины.
  20. Как понимать выражение сосредоточить ум в сердце? Ум там, где внимание… Сосредоточить его в сердце – значит установить внимание в сердце и умно зреть пред собою присущего невидимого Бога, обращаясь к Нему со славословием, благодарением и прошением, назирая при том, чтобы ничто стороннее не входило в сердце. Тут вся тайна духовной жизни.
  21. …счастлив тот, кто чувствует себя счастливым.
  22. Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтобы не было грешников, затем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. <…> Он и открыл об аде для того, чтобы всякий поостерегся попасть туда.
  23. Побеждение страстей есть самопроизвольное мученичество духовное, - невидимо в сердце совершаемое.
  24. …Мученичество сие должно было начаться с той минуты, как в сердце вашем созрела решимость посвятить себя Господу.
  25. Охлаждение есть Божия епитимия.
  26. Грех осуждения больше в сердце, чем на языке.
  27. Чтоб не осуждать других, надо глубоко восчувствовать свою греховность и скорбеть о ней, оплакивая душу, будто мертвую. Некто сказал: когда свой мертвец дома, не станешь заботиться о мертвецах в соседстве.
  28. Что не все веруют, не умаляет значения веры. Надо смотреть на тех, кто искренно веруют, и на то, что им дается через веру…
  29. …Сотворить нас без нас мог Бог, а спасти нас без нас не может.
  30. Чем безжалостнее будешь к себе, тем больше жалости явит к тебе Господь…
  31. Господь того только принимает, кто приходит к Нему в чувстве грешности. От того же, кто приходит к Нему в чувстве праведности, Он отвращается. Он и пришел грешников спасать, а не праведников.
  32. «Претерпевший же до конца спасётся» (Мф. 24,13) Но не всякий терпящий спасется, а только тот, кто терпит на пути Господнем.
  33. Небо в монастырях спрятано. Надо уметь его видеть.
  34. …множество грешащих не изменяет закона правды и не избавляет никого от ответственности. Бог не смотрит на число. Хоть все согрешили, всех и накажет.
  35. В твоем внутреннем никто господином быть не может, кроме тебя самого.
  36. Кто не в борении, не в подвиге, тот – в прелести.
  37. Святой Диадох, объясняя силу  крещения, говорит, что до крещения грех живет в сердце, а благодать извне действует; после же сего благодать вселяется в сердце, а грех влечет извне. Он изгоняется из сердца, как враг из укрепления, и поселяется вне, в частях тела, откуда и действует раздробленно набегами. Почему и есть непрестанный искуситель, соблазнитель, но уже не властелин: безпокоит и тревожит, но не повелевает.
  38. Дыхание христианина должно состоять из покаянных воздыханий, и, когда нет их, это значит, что он задохнулся.
  39. Можно быть в числе христиан и не быть христианином.
  40. Христианская жизнь есть ревность и сила пребывать в общении с Богом деятельном, по вере в Господа нашего Иисуса Христа, при помощи благодати Божией, исполнением святой воли Его, во славу пресвятого имени Его.
  41. Надо всё делать со вниманием и осмотрительностью, как главное дело; а иначе мы будем делать как пришлось.
  42. Жизнь христианская не есть жизнь естественная.
  43. Иным приходит на мысль: зачем это действие благодати? Неужели мы сами не можем делать добрых дел? Вот мы сделали то и то доброе дело. Поживем и еще что-либо сделаем. Редкий, может быть, не останавливался на этом вопросе. Иные говорят, что мы не можем сами собою ничего доброго делать. Но здесь дело не об отдельных добрых делах, а в перерождении всей жизни, о жизни новой, о жизни в целом ее составе – такой, которая приводит ко спасению.




Комментариев нет:

Отправить комментарий