пятница, 28 декабря 2012 г.

СВЯТЫЕ О МОЛИТВЕ

  

ФЕОФАН  ЗАТВОРНИК

МЛАДЕНЧЕСТВО В МОЛИТВЕ

Младенчество в молитве, как и вообще во всем строе душевном, есть самое лучшее настроение; берегите его, и просите Господа не допустить потерять вам это чувство. Дети подходят к отцу или матери и ничего не говорят, только увиваются около них – оттого, что им сладко быть при них…  Тако себя имейте, чтоб в простоте сердца всегда увиваться около Господа.

Молитва всегда служит выражением отношения нашего к Богу. Когда молитва хороша – тепла, усердна, внимательна, - тогда и отношение наше к Богу хорошо. Тогда и всё хорошо.
Молитва настоящая та есть, которая прямо из сердца исходит и к Богу восходит. И никакая другая молитва не есть молитва, если она не такова.
Настоящая молитва самодельною не бывает: она есть дар Божий.
Богомыслие заменить молитвой Иисусовой можно, но какая в этом нужда? Они одно и то же суть. Богомыслие есть в мысли держание какой-либо истины: воплощения, Крестной смерти, Воскресения, вездесущия и прочее, без всякого направления.

В СЕРДЦЕ НАДО СТОЯТЬ ВНИМАНИЕМ ПРЕД ГОСПОДОМ

Существо молитвы – в умном предстоянии Господу со взыванием к Нему, в чувстве или благодарения, или славословия, или сокрушения, или страха, или упования, или другого какого чувства к Господу относящегося, так что коль скоро нет какого-либо к Господу чувства, то и молитва не в молитву. Когда кто в чувстве, то ему некогда обращать внимание на внешнее положение как всего тела, так и разных частей его – губ, языка, пальцев. – В сердце надо стоять вниманием, но не пред сердцем, а пред Господом. Если Господа нет во внимании, то и молитвы нет.

Молитва из сердца всякая должна исходить, и другая какая молитва – не молитва.
Как Ангелы всегда пред лицеем Бога, так и нам надо стараться. Они приносят жертву хвалы, а мы – сокрушения.
Помните, что молятся Богу не слова, а ум и сердце. Потому никогда не молитесь одними словами.
Чувство к Богу есть непрестанная молитва без слов.
Где сердце? – Где отзывается и чувствуется печаль, радость, гнев и прочее, там сердце. Там и вниманием стойте. Сердце телесное есть мускулистый серчак – мясо, но чувствует не мясо, а душа, для чувства которой мясное сердце служит только орудием, как мозг служит орудием для ума.
Умное дело – одно: умом и сердцем к Господу возноситься.
Главное – умное пред Господом в сердце предстояние. Се умная молитва, а не слова.
Плод молитвы – главный – не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение. Их постоянно надо возгревать, и с ними жить, и ими дышать.
Не молитва одна нужна, но и ревность о спасении сильная. Когда есть сия ревность, она уже научит, как быть. И совесть чистой блюсти надо: это – главное.
На молитве надо стоять, как на Страшном Суде!




ИОАНН ЗЛАТОУСТ

…восстенай горько, вспомни о грехах своих, воззри на небо, скажи умом: помилуй мя, Боже, - и кончена молитва твоя. Кто сказал: помилуй мя, тот сделал исповедь и сознал грехи свои, потому что желать помилования свойственно согрешившим. Кто сказал: помилуй мя, тот получил отпущение грехов, потому что помилованный не наказывается. Кто сказал: помилуй мя, тот получил Царствие Небесное, потому что Бог кого помилует, того не только освобождает от наказания, но и удостаивает будущих благ.
…конец молитвы – получение просимого.
Ты сам не слышишь своей молитвы – как же хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву?
Все мы молимся, но не все пред Богом.
Для молитвы нужно не столько слово,  сколько мысль;  не столько движение рук, сколько напряжение души; не столько известное положение тела, сколько расположение духа.
Нет ничего, возлюбленные, равного молитве, нет ничего могущественнее веры.

СИЛУАН АФОНСКИЙ

Молись просто, как дитя, и Господь услышит твою молитву, ибо Господь наш настолько Милостивый Отец, что мы ни понять, ни вообразить этого не можем, и только Дух Святой открывает нам Его великую любовь.
Чтобы удержать молитву, надо любить тех людей, которые тебя обижают, и молиться за них до тех пор, пока душа не примирится с ними, и тогда даёт Господь непрестанную молитву, ибо Он даёт молитву молящемуся за врагов.
Кто правильно молится, у того на душе мир Божий.
Будь доволен и благодари Бога, что у тебя ничего нет.
Господи, дай мне Адамово покаяние и Твое святое смирение.
Милостивый Господи, Духом Твоим Святым научи нас любить врагов и молиться за них.
А я хочу только одного: чтобы молиться за всех, как за самого себя.
Горяча любовь Божия. Ради нее святые терпели все скорби и достигали силы чудотворения. Они исцеляли больных, воскрешали мертвых, они ходили по водам, подымались во время молитвы на воздух; молитвою низводили дождь с неба, а я хотел бы научиться только смирению и любви Христовой, чтобы никого не обидеть, но молиться за всех, как за самого себя.

СТАРЕЦ ФАДДЕЙ ВИТОВНИЦКИЙ

Молиться нужно, как молился отец Иоанн Кронштадтский, который внимательно читал молитвы и ощущал, как на отдельных словах согревалось его сердце, а в душе разливался мир и радость.
Молитва – дыхание души. Поэтому нам непрестанно нужно быть в молитве.
Молитва черпает силы из источника жизни. Господь - и отец и мать, которая хранит и кормит. Научимся непрестанно быть с ними.
Надо хранить внимание, чтобы в наше сердце не входило ничего, что разрушает мир.
Молитва — это не то, что началось и закончилось: встал перед иконой, проговорил и пошел дальше своей дорогой, это не молитва.
Молиться нужно сердцем, ибо Господь — Господь сердца.

НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ

Письмо человеку, который верит в Бога, но не молится Ему

Трудись и укрепляй в себе веру. Со временем почувствуешь потребность в молитве. Пока слаба твоя вера и не заставляет тебя молиться.
Смотрели мы, как слабая струя воды падала на колесо водяной мельницы и оставалось колесо неподвижным; когда же прибыла вода, колесо двинулось.
Вера есть сила духовная. Малая вера не подвигнет ум к размышлениям о Боге и сердце на молитву Ему. Крепкая вера движет и ум, и сердце, и всю душу человека. Пока живет в душе крепкая вера, она силой своей устремляет душу к Богу.
Ты говоришь, что, прочитав слова Спасителя: знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него,  ты сделал вывод, что молитва не нужна. Конечно, знает Господь, что нам нужно, но Он хочет, чтобы мы молились Ему. Поэтому и заповедал Спаситель: Непрестанно молитесь – и научил нас молиться.
Это легче объяснить родителям, чем тебе, холостяку. Ведь и родители знают, что нужно детям, но ждут, пока ребенок попросит их. Знают родители, что прошение умягчает и облагораживает детское сердце, делает его смиренным, кротким, послушным, милостивым и благодарным. Видишь, сколько небесных искр высекает молитва из человеческого сердца!
Прочитал я, как один странник остановился перед домом у дороги. Было там собрание рабочих, вдруг наступила в доме тишина: рабочие преклонили колена на молитву. Но один из них вышел и стал ходить вокруг дома. Спросил его странник:
– Что происходит в доме?
– Молятся Богу. Мне стало стыдно, и я вышел.
Странник замолчал в ожидании.
– Кого ты ждешь? – спросил рабочий.
– Жду, когда кто-нибудь выйдет, чтобы спросить его о дороге.
– Почему не спросишь меня? Я покажу тебе дорогу.
Покачал головой странник и отвечал:
– Как может показать правильный путь тот, кто стыдится Бога и своих братьев?

ИОАНН ЗАТВОРНИК СВЯТОГОРСКИЙ

Встал с одра, Иисуса призови; взялся за дверь, без Иисуса идти не моги; пошел в путь твой, Иисус да шествует с тобою; за послушание взялся, к Иисусу прислушивайся, что речет Он твоему сердцу; хлеб ли жуешь, Иисусом услаждайся, воду ли пьешь, Иисусом паче прохлаждайся; ибо брашно Он и питие, не гублящее для души. Так день, во благо, с Иисусом проведешь, и с Ним мирно тьму ночную встретишь, а, вночи, ничтоже бояся, с Иисусом побеседуй всласть, плоти не жалея, и покоя ей не давая, ибо покой ея в могиле, а тут пусть трудится и Царствие Небесное душе зарабатывает, ибо на то она нам и дана. Лег на одр, опять Иисуса вспомяни, и с Ним и засни: благо тебе будет, и бесскорбен будеши в самых великих скорбях.

МОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ О ДАРОВАНИИ МОЛИТВЫ ИИСУСОВОЙ

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Имени Твоему покланяются ангели и человецы, Твоего имени трепещут адские силы, Твое имя верное оружие на прогнание супостата, Твое имя попаляет грехи и страсти, Твое имя подает силу в подвигах, собирает воедино рассеянный ум и, во исполнении заповедей Твоих, обогащает добродетелями, Твое имя творит чудеса и соединяет нас с Тобою, дарует мир и радость о Духе Святом, а в жизни будущей – Царство Небесное. Сего ради я, недостойный раб Твой, молюся Тебе: прожени от нас неведение духовное, просвети познанием Божественной истины и научи нас незаблудно, во смирении, внимательно, с чувством покаяннаго сокрушения, устами, умом и сердцем творить непрестанно молитву сию: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”. Ты бо рекл еси, Господи, пречистыми устами Твоими: “Аще что просите во имя Мое, Аз сотворю”. Се, молитвами Пречистыя Матери Твоея, святителя Иоасафа Белградскаго, святителя Николая Мирликийскаго, преподобнаго Серафима Саровскаго и всех преподобных отец наших о даровании прошу молитвы Иисусовой, молитвы Пресвятаго и Всемогущаго Имени Твоего. Услыши мя, обещавый услышать всех призывающих Тя во истине. Твое бо есть еже миловати и спасати, и даровати просимое молящемуся во славу Твою со Отцем и Святым Духом. Аминь. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий